» » Китайский гороскоп Баймуханова

Китайский гороскоп Баймуханова

Дата: 4.09.2018
Статья в газете "Взгляд на события"
«Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания»
Китайский гороскоп Баймуханова
Ведущий инженер режимной группы ТЭЦ-3 Нурмухамед Баймуханов — первый энергетик в роду. Свою специальность выбрал как самую перспективную: в нефтегазовой и энергетической отраслях требуются специалисты всегда. И с образованием не ошибся – окончил Пекинский научно-технологический университет. Знание языка и специальных терминов помогло найти общий язык с со специалистами из КНР, которые приехали строить на Карагандинской ТЭЦ-3 новый энергоблок. Вот такая траектория судьбы.
Ольга МООС
«За Китаем будущее», – решили родители Нурмухамеда. Впрочем, в выборе специальности они сына не ограничивали. Но первые судьбоносные шаги будущего энергетика прошли через Казахско-турецкий лицей. Так что он знает пять языков: казахский, русский, турецкий, китайский, английский.
Знакомый из Казахско-турецкого лицея, который уже выучился и сохранил связи в Китае помог Нурмухамеду подготовить документы. Он поступил на языковые курсы в Пекине, год учился платно. Тогда заметил, что многие, вырвавшись на волю, просиживают в барах или соцсетях и язык осваивают за три-четыре года. И когда младшая сестра после окончания школы для одаренных детей «Мурагер» решила тоже учиться в Пекине, поначалу отговаривал ее.
– В сестренке я, конечно, был уверен, – признается наш герой. – Но все же поставил ей условие: выучить язык и сдать мне экзамен еще в Караганде.
Сестра с заданием справилась блестяще. Поступила в Пекине в тот же вуз, что и брат, на специальность «бизнес и право». Окончила экстерном за три года вместо положенных четырех. Помог грант, выигранный ею в «АрселорМиттал Темиртау». А социальным лифтом для Нурмухамеда стала программа «Болашак». Сдав экзамены во второй по рейтингу университет китайской столицы, юноша вернулся в Казахстан со справкой о поступлении. Прошел собеседование по Президентской программе и вернулся в Китай «болашаковцем».
– В Пекине мне очень помогли ребята из лицея, что учились годом раньше. Показывали город, делились опытом. Советовали гулять в парке, общаться с китайцами, преодолевать барьер. Обучение в языковой среде идет в разы быстрее. Со временем научился даже думать на китайском.
Поначалу Нурмухамед очень переживал. Однокашник успокаивал: таких, как мы, здесь любят. Каких таких? Кто в лицее учился, много знает, умеет общаться с людьми. Так все и вышло, и на собеседовании с восемью китайскими профессорами карагандинец был откровенным и спокойным. Уверенно отвечал на град вопросов: почему энергетика? Почему Китай? Потому что за Китаем будущее, а работа в энергетике есть всегда – читай выше.
Сестра Нурмухамеда очень помогла ему в Пекине. С другом, названными братишками и родной сестрой парень снимал квартиру. Сестра готовила. А до этого в столовой университета полгода он ел одно и то же – мясо с картошкой. Другие блюда были «слишком китайские», как он говорит. Несмотря на всю его любовь к острым приправам и смелость попробовать новое: ел кузнечиков, тараканов, змей (правда, тухлые яйца, известный в мире китайский деликатес, попробовать так и не решился).
Картошка с мясом
– Китайцы очень дружелюбные, никогда не откажутся помочь, – считает Нурмухамед. – Мне часто давали машину бесплатно, заправлял я ее, конечно, сам и потом мыл ее. Часто сталкивался с тем, что обманывали на рынке, выдавая подделку за оригинал и продав ее дороже, чем на лотке в нескольких метрах дальше.
Но вообще если посещать все занятия и немного заниматься дома, можно освоить курс достаточно основательно. Учат хорошо, но, в основном, дают общие знания – и ТЭЦ, и ГЭС, и АЭС. Оборудование станций в Китае современнее нашего. Китайцы настроены на постоянные перемены.
Чему стоит у них поучиться обязательно, кроме готовности к переменам, так это трудолюбию. Нурмухамед помнит свет в окнах учебного корпуса и в два, и в три часа утра – там учатся. Друг показал ему видео, как всего за неделю китайцы демонтировали высотное здание и построили на его месте другое, еще выше.
А вот Великая китайская стена уже не вызывала восторгов у нашего героя: раз сто он водил туда экскурсии из приезжих. Конечно, она огромная, конечно, впечатляет, особенно древними руинами, а не реконструированными отрезками. Но ведь надоесть может и самое великое.
– Китайские города все разные, впрочем, как и наши, – замечает молодой энергетик. – Пекин – это история Китая, он похож на Алматы. Туристический и предпринимательский Шанхай напоминает Астану.
Тяжело было свыкнуться с массовостью населения: из метро выходишь походкой пингвина, быстрее двигаться нельзя, зажат толпой. И дышать трудно.
Живительным воздухом для него были дружба и взаимовыручка казахстанцев в Китае. Платить за магистратуру, а там обучение только платное, Нурмухамед не захотел – очень дорого. Да и знакомых осталось в Пекине очень мало. Поэтому сейчас он собирает документы в магистратуру КарГТУ, на теплоэнергетику.
Медовый месяц
– В августе 2015 года меня отправили в командировку на обучение на ТЭЦ в Китай, – вспоминает Нурмухамед. – Здесь все автоматизировано и управляется через компьютер с минимальным количеством обслуживающего персонала.
Но до того августа свежеиспеченного специалиста с китайским дипломом ждала работа с обходчика 4 группы, затем разряд повышался, но должность осталась прежней. Эта традиционная карьерная лестница в энергетике, начинать познавать профессию с самых низов. Ровно такая же традиция существует и на китайских ТЭЦ.
– Пока молодой, надо все узнать, все пощупать и испытать, и это мне помогает сейчас в нынешней должности ведущего инженера по наладке и испытаниям, – считает Баймуханов. – Не раз я наблюдал, как наши машинисты на слух и на глаз определяют, что не так с оборудованием и устраняют неполадки до того, как машина выйдет из строя. Все приходит с опытом.
Новичку помогали, но и самому приходилось напряженно доходить до всего своим умом, применяя не только университетские знания, но и школьные. Отношения в коллективе сложились, и в положенное время в карьере Нурмухамеда произошли достаточно быстрые изменения - он быстро поднялся со своей самой первой ступеньки до ведущего инженера.
Освобождались вакансии, и назначили Нурмухамеда машинистом – следить за показателями двух турбин. Смотреть в оба все 12 часов смены. Определять, что и как, решать, что делать на случай нештатной ситуации. Сдавал экзамены на машиниста, изучал инструкции и рисовал схемы, дублировал действия машиниста 12 смен и снова сдавал экзамены как раз в то время, когда женился. Вот тебе и медовый месяц... К слову, сейчас в молодой семье подрастают дочь и сын, а пробуждению первоначального интереса у влюбленных поспособствовал и китайский мессенджер, с помощью которого они общались.
Справка
Станция регионального значения Карагандинская ТЭЦ-3 – самая крупная в регионе. Ее установленная энергетическая мощность – 670 МВт, тепловая – 1429 Гкал/ч. В прошлом году ТЭЦ-3 отметила сорокалетие.
В 2016 году запущен в эксплуатацию новый энергоблок. В течение четырех лет шло строительство китайского агрегата по последнему слову техники. Теперь Карагандинская ТЭЦ-3 вырабатывает достаточное количество энергии и тепла для предприятий, социальных учреждений и жилых домов областного центра.
Новый энергоблок вырабатывает до 110 мегаватт электроэнергии и 160 гигакалорий в час тепловой энергии. Проект финансировался совместно с Банком Развития Казахстана, общая стоимость – 185 миллионов долларов США.
Ввод в эксплуатацию нового энергоблока открывал 55 новых рабочих мест.
Проработал год с лишним машинистом, Нурмухамед попал на свою Великую китайскую стену. На ТЭЦ-3 приехали китайцы монтировать турбину.
Сам он обучился быстро, ведь умел общаться с китайцами напрямую, без переводчика. Угощал их семейными ужинами, водил гулять по городу. Словом, старался вовсю, и китайцы, а были там, в основном, пенсионеры, ответили ему полным доверием. Объясняли, показывали, а он всегда стремился сесть за пульт управления сам. Вскоре стали практиковать командный мозговой штурм – работники ТЭЦ-3 собирались вместе и решали сиюминутные задачи, заданные новым оборудованием. Так учились быстрее. Уже позднее, когда китайцы уехали, Нурмухамеда приглашали на каждый пуск и остановку нового энергоблока, причем бежать нужно было в самую дальнюю часть огромной территории ТЭЦ-3, где его установили. Но, как вы уже догадались, инженеру было это все интересно.
Его китайский гороскоп сложился. Китайское упорство помогло добиться и теперешней своей должности, как убедил восемь китайских профессоров зачислить его в пекинский вуз. «Если перед тобой открывается дверь, ты обязан войти», – считает инженер.
– Казахстан может развиваться так же быстро, как Китай – уверен специалист. – Нам есть чему учиться у южного соседа. Мы можем и должны не лениться. И моя работа приучила меня быть все время начеку. Мы понимаем, что несем ответственность за весь город.
Китайский гороскоп Баймуханова
Китайский гороскоп Баймуханова
Китайский гороскоп Баймуханова


Адрес:г.Караганда, Бухар-Жирау, строение 22/1
E-mail: office@kec.kz
  • www.pixite.kz